Мысли вслух: про стоимость авиабилетов

Недавно решил прикинуть за что же авиакомпании дерут с нас такие бешеные деньги за авиабилеты взымают плату с нас простых пассажиров и вообще из чего состоит стоимость перелета например Омск-Москва?


Сразу скажу, что цены на лизинг и топливо, обслуживание в аэропорту и прочее взяты из открытых источников, т.е. из возможно даже не совсем правдивого этого вашего интернета, но примерно расклад сил и цен отображают.

Итак. Из чего же состоит стоимость перелета на самолете? Примерно из следующего:

  1. Стоимость топлива

  2. Лизинг воздушного судна (хотя может ак повезло и она владеет воздушным судном, но это редкость. Так например у С7 весь парк в лизинге, так же как и Уральских Авиалиний, хотя опять же данные из интернетов)

  3. Обслуживание ВС (ТО и ремонт)

  4. Обслуживание в аэропорту прилета/вылета (буксировка, уборка, деайсинг, стоянка)

  5. Аэронавигационное обслуживание

  6. ЗП экипажа

  7. Еда пассажиров

  8. Магнитики и сувениры в различных городах и странах

Вот примерно такой список. Теперь пробежимся опять же ПРИМЕРНО по всем пунктам и расчитаем стоимость трехчасового перелета Омск-Москва. Т.к. наиболее популярным самолетом на этом направлении является А320 для него и будем считать. Возьмем исходные данные для этого типа ВС:

Не будем углубляться в ЛТХ типа, а возьмем нам необходимые. Итак, пассажировместимость - 180 человек, часовой расход топлива - 2700л. Обычно, рейс Омск-Москва длится 3 часа. Для дальнейшего ПРИМЕРНОГО расчета нам этого достаточно.

Итак, топливо, пожалуй самая жирная часть расходов. За 3 летных часа наш А320 сожрет 8100 л керосина. Но это еще не все! Добавим еще полчаса покрутиться в зоне ожидания и полчаса руления (опять же примерно, все таки плюс еще резерв должен быть горючки) итого получается (округляем в большую сторону) 11 000 л горючки. Из открытых источников опять же узнаем, что стоимость авиакеросина составляет примерно 33 рубля за литр. Опять же от АП к АП цены разнятся. В итоге за рейс мы сожжем горючего на 360 тысяч рублей!!! А может и больше, а может и меньше, если ветер попутный :)

Следующая жирная статья расходов это лизинг ВС. Опять же из открытых источников примерная стоимость лизинга А320 составляет 300 тысяч зеленых в месяц. По нынешнему курсу 63 рубля за доллар это получается астрономическая сумма в 19 млн рублей в месяц!!! За месяц ВС в авиакомпаниях совершают около 100 рейсов, хотя правильнее считать по часам налета, но таких данных я не нашел. В итоге по моим расчетам за рейс лизинговых платежей набегает на 190 тысяч рублей. Опять же примерно.

Зарплата экипажа. В среднем пилоты такой АК как Аэрофлот получают около 200 тысяч р. в месяц. Опять же примерно, все зависит от стажа и тд. Среднемесячный налет должен составлять не более 90 часов. Получается, что за каждый летный час набегает около 2 тысяч. Так же пробегает информация, что некоторые ак платят только за время в воздухе. Информация не подтвержденная. Будем считать так: 3 часа в воздухе+час на руление+час на прохождение медосмотра и работа с документами. Возможно будет и больше времени. Итак, 5 часов, это 10 тысяч на человека. Пилотов 2 штуки. Получается летному составу мы должны выплатить 20 тысяч. Бортпроводники получают около 80 тысяч в месяц. Налет те же 90 часов. Получается округляя 1000 рублей в час. Те же 5 часов = 5 тысяч. Бортпроводников у нас в экипаже 5, получается 25 тысяч платим им. Примерно, если я не ошибаюсь.

Аэродромное обслуживание. Уборка, стоянка и прочее. Если честно даже близко не в курсе сколько это стоит, наверное как АК договорится с гаванью. По этому если кто в курсе, напишите в коментах, пересчитаем :) Но возьмем за это дело примерно 50 т.р..

Ремонт и обслуживание ВС тоже тайна покрытая мраком. Может тоже кто в курсе?) Но примерно тоже будем считать 50 тысяч рублей за рейс.

Еда - ну кто как кормит :) Мои ощущения, что на каждого пассажира тратят примерно рублей 150 на рейсе Омск-Москва. если пасков 180 округляя в большую сторону получается около 30 тысяч рублей.

Подведем итог. 360 т.р. топливо + 190 т.р. лизинг + 20 т.р. ЗП пилотов + 25 т.р. ЗП бортпроводников + обслуживание ВС 50 т.р. + ТО ВС 50 т.р. + еда 30 т.р. = 725 т.р.. Предположим, что у нас 90% загрузка самолета. Это 160 паксов (возьмем от максимальной пассажировместимости А320 в 180 человек). Получается что себестоимость рейса на пассажира выходит в 4500 рублей.

Получается вот такая вот цена. Добавим, что АК конечно тоже хочет кушать и кормить еще целую кучу работников и делает наценку на себестоимость. Конечно это совсем уж примерный расчет цен. Стоимость лизинга и ВС индивидуальный для каждой машины и АК, и зависит например от типа лизинга и возраста ВС. Стоимость горючего тоже может разнится для каждой АК (как договорятся), и стомость обслуживания так же. ЗП так же зависит от авиакомпании. В АФЛ пилоты например получают больше. А в некоторых Победах авиакомпаниях вообще с Вас могут взять за питание и багаж. Кроме того некоторые направления могут быть дотационными, а некоторые дорогие направления с высокой себестоимостью могут подпитываться от других более выгодных рейсов. В общем нюансов много :) И опять же добавлю, что это все расчеты и рассуждения человека, который весьма далек от авиации ;))
А я и не претендую на точность расчетом :) Спасибо! Данные на сайте изучил, дополню пост, но я был приблизительно прав по поводу 50 тысяч на самолет :) Кроме того как я понимаю АК, которые постоянно летают к нам договариваются по поводу стоимости обслуживания.
да тоже хотел об этом сказать - прайсы есть и у Толмачево на сайте и у нашего порта